Библиотечный фонд
Библиотечный фонд школьной библиотеки — это совокупность имеющихся в библиотеке документов различных видов на традиционных носителях и нетрадиционных, которые предоставляются читателям на тех или иных условиях во временное пользование. Фонд нашей библиотеки насчитывает 11 388 книг, из которых 2174 экземпляров – это учебная литература (учебники), а 9214 экз.– это методическая, справочная и художественная литература.
Учебная литература хранится в библиотеке, на специально отведенных стеллажах, закрытых для общего посещения. К этой части фонда, доступ имеет только библиотекарь. В школьной библиотеке имеется читальный зал, который включает в себя 12 посадочных мест. Здесь ребята в урочное и неурочное время могут поработать со справочной литературой, повторить домашнее задание и т.д.
Расстановка фонда — алфавитная. А для младших школьников — тематическая, так как у этой группы читателей преобладает тематический спрос.
Учет библиотечного фонда- это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам. Процесс учета библиотечного фонда в школе идет следующим образом:
- прием изданий;
- регистрацию поступления изданий;
- регистрацию выбытия изданий;
- итоги движения фонда;
- учет изданий временного хранения.
Движением фонда руководит библиотекарь. Вовремя заметить устаревшую по содержанию литературу, отремонтировать ветхую книгу или учебник, определить точное количество и тематику необходимой для учебного процесса литературы – все это работа библиотекаря.
Чтобы было легче управляться с не малым количеством книг, в библиотеке школы имеется алфавитный каталог (АК). Он является основой справочно — библиографического аппарата. Выполняет функции читательского и служебного каталогов. Библиографические описания в данном каталоге располагаются в порядке строгого алфавита авторов и заглавий документов. Алфавитный каталог дает точную информацию о наличии в библиотеке школы конкретного документа и отвечает на вопрос, какие документы того или иного автора есть в фонде библиотеки. Алфавитный каталог собирает воедино все произведения того или иного автора вне зависимости от их содержания. Так же он оказывает содействие в поиске документа, когда автор и заглавие неизвестны, но известен ответственный редактор или переводчик. Алфавитный каталог так же играет важную роль и при доукомплектовании фонда. Справка о количестве изданий того или иного автора дает библиотекарю дополнительную информацию при принятии решения о приобретении документа в фонд библиотеки. В библиотеке школы так же имеется и систематический каталог, который раскрывает фонд библиотеки по содержанию и отвечает на вопрос: какие книги по определенной теме есть в библиотеке. Систематический каталог не только служит в качестве цели самообразования учащихся, пробуждения у них интереса к необходимой книге, но и может подсказать новые темы смежных знаний. Систематический каталог является средством расширения круга чтения учащихся, так как просматривая интересующий его раздел, читатель имеет возможность выбрать заинтересовавшие его издания, о существовании которых он не знал до начала работы с каталогом. Каталог построен по таблицам библиотечно-библиографической классификации (ББК), отражает современное состояние науки. Основой для построения каталога служат все основные отделы таблицы ББК.